|
|
Экстренное комбинированное торможение
Самый эффективный способ экстренно замедлить
автомобиль, движущийся на максимальной скорости - это
ступенчатое комбинированное торможение. В него входит импульсное
торможение с помощью рабочего тормоза, а так же последовательное
переключение понижающих передач. Некоторые автолюбители
заключают, что комбинированное движение складывается из
арифметического суммирования тормозных усилий двигателя и
рабочего тормоза.
Справедливо их мнение или нет, не так важно по сравнению с
фактом, что данный способ действительно обеспечивает большую
безопасность при замедлении.
Во время торможения передняя пара колес загружается, а задняя
наоборот разгружается. Конечно же, задняя пара колес становится
больше подвержена блокировке, что способствует возникновению
эффекта заноса. Перефразируя сказанное, тормозное усилие
ограничивает задние колеса, и по этой причине многие авто
снабжены специальными устройствами, которые ослабляют их
действие. Так же практикуется установка на передние колеса
дисковых тормозов, а на задние колеса барабанных.
Если Вы в момент торможения подадите на задние колеса крутящий
момент двигателя, то этим сможете предотвратить блокировку колес
(на авто с классической компоновкой). По этой причине во время
торможения есть смысл подключить понижающие передачи, поскольку
это вовсе не повышает, а снижает тормозной эффект ведущей пары
колес. То есть данный трюк можно причислить к антиблокировочным,
которые позволяют стабилизировать авто во время интенсивного
торможения. Необходимо уточнить, что комбинированное торможение
особенно эффективно для авто с передним приводом, поскольку оно
дает возможность сохранить управляемость передней пары колес и
устойчивость машины.
Трудность выполнения комбинированного торможения заключается в
том, что оно сопровождается огромным количеством самых разных
действий. Во-первых, управление требует участия обеих пар рук и
ног. Во-вторых, каждая конечность должна выполнять
координационные действия, связанные с разными органами чувств и
управления.
Комбинирование торможение требует выполнения строгой
последовательности:
1. Перейти в позу готовности (руки лежат на рулевом колесе "9-3"
или "10-2"), переставить правую стопу с "подачи топлива" на
педаль "тормоза", выбрать свободный ход педали;
2. Приложить к педали тормоза череду тормозных импульсов,
постепенно наращивая силу и длительность усилий, пока не
произойдет блокировка колес. Каждый новый цикл растормаживания
направлять на коррекцию устойчивости авто через резкие короткие
действия рулевым колесом;
3. Носком стопы продолжайте выполнять торможение, разверните
свою ногу пяткой в наружную сторону и нажмите ей или же боком
стопы на "подачу топлива". Доведите частоту вращения коленчатого
вала Вашего двигателя до максимальных показателей посредством "перегазовки";
4. Левой ногой выключите сцепление и подключите понижающую
передачу с помощью быстрого движения правкой руки с небольшой
паузой на фазе прохождения нейтральной передачи. (Примерная
схема - IV - 0 - пауза - III). Подключите сцепление с небольшой
задержкой (пробуксовка) на фазе включения;
5. Затем продолжайте следующую схему 2 - 3 - 4 с при
последовательном переключении понижающих передач вплоть до
второй, а в исключительных ситуациях и до первой.
Последовательное переключение понижающих передач поможет Вам
повысить эффективность импульсного торможения. Так Вы создадите
на ведущих колесах антиблокировочный эффект.
Сохранение устойчивости и управляемости с экстренным
комбинированным торможением можно добиться посредством "перегазовки"
и задержки перед включением сцепления во время каждого включения
понижающей передачи.
Дополнительные манипуляции при торможении дают возможность
повысить результативность приема и удержать устойчивость с
управляемостью. Их конкретное предназначение состоит в следующих
аспектах:
- многоимпульсное торможение дает возможность прекратить
блокировку колес и по максимуму использовать эффективность
тормозной системы на Вашем авто;
- "перегазовка" пяткой корректирует показатели частоты вращения
коленчатого вала двигателя Вашего авто и коробки переключения
передач. Итоговая цель - создание антиблокировочного эффекта у
ведущей пары колес;
- пауза при подключении понижающей передачи дает возможность
понизить частоту вращения до оптимальных показателей, если при "перегазовке"
возник излишек частоты;
- задержка включения сцепления предотвращает ударные нагрузки,
которые способны увеличить вероятность заноса авто;
- коррекция рулевым колесом помогает противодействовать мотанию
авто во время возникновения кратковременной блокировки колес и
позволяет удержать курсовую устойчивость авто.
|
|
|