|
|
Юз или блокировка
Тормозной путь автомобиля зависит не только от
его технических характеристик, но и, в значительной степени, от
умения водителя правильно пользоваться тормозами. Если требуется
экстренное торможение, некоторые новички давят педаль тормоза
что называется "до пола". Нетренированный организм интуитивно
полагает, что чем большим весом он придавит означенную педаль,
тем быстрее автомобиль остановится. Запомните - коня на скаку и
автомобиль на скорости остановить мгновенно не удается. Вот
только коня останавливают уздами, приложенными к поводьям, а
авто - умственными усилиями, направленными на ограничение
приложенных к педали тормоза сил.
Если педаль тормоза нажата слишком резко или слишком сильно,
возникает такое явление как блокировка колес. Тогда заклиненное
колесо начинает скользить по поверхности дороги, как полозья
саней по снеговому насту, и тормозной путь автомобиля
значительно удлиняется. Мало того, допустив блокирование колес,
вы делаете автомобиль неуправляемым. Теперь направление его
движения никак не будет зависеть от вашего желания.
Для того, чтобы тормозной путь был наименьшим, тормозить надо
так, чтобы колеса не блокировались, но все время находились как
бы в "предблокированном" состоянии - на грани блокировки. Это
требует вырабатывания определенных навыков. Итак, начинаем их
вырабатывать.
Несколько полезных упражнений
Все упражнения выполняются при хороших погодных условиях, на
дороге с сухим, однородным покрытием, начинать их следует при
скорости движения 35-40 км/час. Первые два упражнения позволят
ощутить торможение, "поймать" его начало.
Выключите передачу (перейдите на "нейтралку"). Начните медленно,
плавно жать на педаль тормоза. Когда почувствуете или увидите,
что автомобиль стал замедляться, началось торможение - оставьте
ногу в неизменном положении и не увеличивайте усилие давления на
педаль пока автомобиль не остановится совсем. Повторите это
упражнение несколько раз, пока не поймете, что нога "запомнила"
нажим, при котором начинается торможение.
Движение на 3-4 передаче. Полностью отпускаем педаль газа и
начинаем медленно давить на тормоз, делая все так, как в первом
упражнении. Перед полной остановкой отожмите сцепление.
Автомобиль должен остановиться с работающим двигателем.
Повторите несколько раз, чтобы хорошо ощутить разницу в усилиях
для тех случаев, когда торможение производится не только
тормозами, но и двигателем.
Третье упражнение поможет вам ощутить начало блокировки колес.
Не выключая передачу, снимаем ногу с педали газа и начинаем
плавно нажимать педаль тормоза. Достигаем полной остановки, как
во втором упражнении. А теперь повторите, но давите немного
сильнее, пытаясь остановиться быстрее. Повторяйте несколько раз,
с все большим усилием на педали тормоза. В какой-то момент вы
поймете, что остановиться быстрее, нажимая еще сильнее,
невозможно - блокируются колеса либо срабатывает ABS, если она
имеется на вашем автомобиле. Теперь попробуйте несколько раз
повторить свое достижение - остановиться максимально быстро и не
допуская блокировки.
Привыкли, почувствовали необходимое усилие, довели движение ноги
на педали тормоза до полного автоматизма? Прекрасно. А теперь
попробуйте повторить все это в дождь, на мокром шоссе. Будьте
готовы к неожиданностям! Вот когда вы сможете тормозить за
минимальное для конкретного автомобиля время на дороге с любым
покрытием, на любой скорости и в любую погоду - считайте, что вы
действительно овладели экстренным торможением.
Для того, чтобы Вы почувствовали себя настоящим профессионалом в
области вождения, рекомендуем Вам также пройти уроки вождения,
которые ведут наши инструкторы по вождению автомобиля.
|
|
|